Коллегам





Уроки в школе презентации

postheadericon РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ШКОЛЫ.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ШКОЛЫ.

Конорезова А.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 Краснодарского края,

г. Славянска–на-Кубани

anna_konorezova@mail.ru

 

 

Работа с одарёнными детьми на уроке

В каждом ребёнке – солнце,

только дайте ему светить…

Шалва Амонашвили

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени автономности способных учащихся. Таким детям крайне важно учиться определять и планировать свою учебную деятельность. Однако на уровне существующих учебных программ и традиционно практикуемых форм обучения вариативность еще не стала реальностью. В этих условиях несомненный интерес представляет работа по индивидуальным образовательным программам (ИОП), так как школьники в этом случае получают реальную возможность выбрать индивидуальный путь обучения.

Я исхожу из того, что индивидуальная образовательная траектория в изучении учебного предмета может быть представлена в виде индивидуальной образовательной программы для одаренных детей, которая  призвана

- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;

- обеспечивать самостоятельность в учении;

- развивать методы и навыки исследовательской работы;

- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

- поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов, форм;

- способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.

Основное достоинство этой формы обучения одарённых детей в том, что она даёт возможность

1.Построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка.

2. Увеличить темп изучения учебного материала.

3. Обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма.

4. Повысить интенсивность обучения.

Индивидуальная образовательная программа может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочными (связанные с подготовкой к экзаменам или создание УИР).

Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуальной образовательной программы ученика таковы:

1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.

2-й этап– постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.

3-й этап– экспертиза ИОП ученика, ее презентация автором.

4-й этап– реализация индивидуальной образовательной программы и подведение итогов работы. Результатом реализации индивидуальной образовательной программы может быть доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, контрольная работа, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции.

Нацеливание самого ученика на результат — главное при выполнении индивидуальной программы. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.

Главное для учителя — помочь ученику одержать победу над самим собой. А индивидуально-образовательная программа — реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором успешности ребёнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, нужно следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Я использую те их них, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

·         Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор.

  • Формирование культуры работы с информацией.
  • Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью.
  • Развитие исследовательского мышления.
  • Формирование культуры работы в команде.

·   Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Проектный метод обучения

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

  • Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.

  • Стимулировать познавательные интересы учеников.

  • Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.

. Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

  • Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

  • Создание положительного микроклимата на уроке.

  • Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

  • Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

  • Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • - мыслительных умений и навыков(анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

  • - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

  • - специальных исследовательских умений и навыков.

  • Развитие мышления учащихся.

  • Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности.

  • Создание положительной мотивации учения и образования.

  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний.

  • ·           Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.

Технология «Дебаты»

  • Развитие критического мышления.

  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.

  • Формирование навыков исследовательской деятельности.

  • Формирование навыков организационной деятельности.

  • ·         Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога.

Технология проблемного обучения

  • Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика.

  • Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.

  • ·         Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований.

Система инновационной оценки «портфолио»

  • ·         Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

  • Формирование умения работать сообща на единый результат.

  • ·         Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Технология модульного обучения

  • Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.

  • Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.

  • ·         Оптимизация процесса обучения.

Оставить комментарий

Детям


Родителям

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Счетчик: